Павел Дмитриченко: я могу спокойно вернуться в Большой — BBC Русская служба

Как будет в Большом театре? Я рассказывал Юрию Заруцкому о политике, которая проводится в Большом театре, про те нарушения, которые там есть, про коррупционные действия. Приговор вступил в законную силу, вскоре Дмитриченко был уволен из Большого театра. Известно, что в Большом театре после освобождения по УДО разрешили репетировать Павлу Дмитриченко. В Большом «Раймонда» идет в редакции Юрия Николаевича. 5 марта в квартире Дмитриченко прошёл обыск, и он был задержан.

В ходе прений сторон прокурор потребовал обвиняемому Дмитриченко наказания в виде 9 лет лишения свободы. Сам Павел Дмитриченко предпочитает с журналистами не общаться, но как же отнеслась труппа к его появлению? Другое дело, сможет ли Паша после 3 лет тюрьмы, когда для занятий балетом не было необходимых условий, вернуться на сцену Большого театра?

Вы видели его в классе? То есть человек очень хочет вернуться в профессию. Так что с танцами на сцене Большого — все это безнадежная затея. Он и сам, наверное, в общем, это понимает. По крайней мере в театре всерьез его притязания на танцы не воспринимают. Махарбек Вазиев на посту руководителя балета Большого театра уже 11 месяцев.

Глава балета Большого театра: «Вмешательство церкви в искусство очень опасно»

Я буду давать шанс. Человек подготовил какую-то партию и хочет показать мне в репетиционном зале, почему я ему должен сказать нет? Мне самому это интересно! Миша показал мне принца в «Щелкунчике» — и технически опять же я был по-хорошему удивлен.

У нас в Большом сейчас пять Раймонд. Практически все работы Петипа созданы там. У нас в Большом — свой репертуар. И в свое время в Мариинке мы с ним сделали «Ундину». Повторяю, у балета Большого театра свое лицо, свой репертуар. Более того, должны иметь в виду, не будет ли это противоречить тем работам, которые там сегодня идут. Я думаю, что Большой театр может позволить себе и две разные версии.

Были ли у вас какие-то сомнения и опасения при принятии решения стать руководителем балета Большого театра? Все что угодно может случиться где угодно, и привязывать это к Большому театру мне кажется неправильно. Я закончил Вагановское училище, танцевал в Мариинском театре. И приехал сюда не затем, чтобы в своей творческой биографии поставить еще одну галочку — Мариинский, Ла Скала, а сейчас Большой.

Но все равно я всегда ощущал творческую неудовлетворенность, потому что мне не хватало тех возможностей и ресурсов, которые существуют в Большом или Мариинском театре. Не скрываю, когда есть возможность, мы с удовольствием с женой (Ольга Ченчикова, в прошлом — прима-балерина Мариинского театра, сейчас педагог-репетитор Большого театра.

Ведь та же Одетта в «Лебедином озере» тоже «оборотень». Если дело так и дальше пойдет, то балет как искусство может оказаться под угрозой запрета, как это уже произошло в Туркмении, где балетные труппы были распущены… Вы видели его на репетициях и планируется ли вернуть этого танцовщика в состав труппы театра? Он был у меня здесь, в кабинете. Чем он был вначале как-то поражен. Он, видимо, полагал, что больше его не пустят в театр. Я не даю никаких оценок тому, что случилось.

Он здесь проработал много лет, и кто-то полагает, что мы должны были ему сказать: нет, иди в другом театре обретай форму, а потом приходи, мы тебя тут посмотрим? Все. В этом смысле у него должны быть такие же возможности и права, как у всех остальных. Но мне кажется, в этом есть колоссальный стимул. На меня большое впечатление производил в свое время Ираклий Андроников. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Но как, кем и в чьих интересах? Би-би-си: Бывший директор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью «России-24″ утверждал, что мотивом преступления могло быть то, что преступник хотел занять место Филина. Может, шла в это время какая-то борьба, но мне о ней ничего неизвестно.

Его знали все, кто имел дачи в том же районе. Он даже не был моим соседом, как везде пишут. У нас поселок исключительно для артистов Большого театра в Ступинском районе. В ней было написано, что я недоволен распределением ролей и зарплат для артистов и артисток. Это огромнейший подарок для Большого театра, для артистов. Я в форме, у меня большой опыт, я 10 лет работал на сцене Большого театра.

6 марта 2014 года Мосгорсуд частично удовлетворил жалобу адвоката Дмитриченко, сократив срок наказания на шесть месяцев. Наказание отбывал в Рязанской области, в мае 2016 года, пробыв в заключении более 3 лет, получил условно-досрочное освобождение.

Интриг больше нет

Он отбыл срок, и считается, что человек в этом случае свою вину искупил и по закону он имеет право вернуться в профессию. То есть вернуть свою жизнь, творчество, начать все сначала, с белого листа. И к этому его решению я отношусь с уважением и положительно. Хотя я знаю, что занятий он и в этих условиях не прекращал. И известно ли об этом руководству театра? Этого я не знаю, не спрашивал, да и вряд ли это уместно… Пропуск ему мог сделать кто угодно.

Ведь после нападения труппа в этом отношении разделилась, некоторые его осуждали, но большинство не верили в его виновность и подписали соответствующие письма в его защиту… Какова ситуация сейчас? Спокойно все к этому отнеслись, благожелательно… Многие, конечно, когда видели его первый раз после долгого отсутствия, не могли скрыть удивления.

О борьбе не известно

Но напомню, что он ни в чем не раскаялся и был освобожден только условно-досрочно, то есть ближайшие года 3 будет оставаться под наблюдением. Большой — это работа, и она должна строиться на профессиональных принципах».

У дверей кабинета нового начальника балета Большого толпятся танцовщики. Пробиться к Вазиеву в такой обстановке непросто. А в кабинете Махарбек Хасанович то и дело переключает каналы. Сейчас мы имеем большое количество актеров, очень разных, с разными данными. Конечно, можно было бы сказать, что это за руководитель, который не знает потенциал своих актеров?

Но я буду заниматься этим — и для меня это не ерунда! В роли Злого Гения он достаточно убедителен. И я буду им заниматься. Так же как и другими. И я сделал два раза в месяц по воскресеньям такие показы. То есть явно предпочитаете все-таки солисток с питерской подготовкой.

Доказательств нет

Дело не в том, что они представители петербургской школы. Отличается ли петербургская от московской? И я знаю, что он приглашал в свое время Найму Валеевну Балтачееву и ее брата Тахира Валеевича Балтачеева.

В Москве привыкли и очень любят редакции Григоровича. Вот, например, сейчас ходят слухи о той же «Раймонде», будто бы этот балет вы будете реконструировать по Мариусу Петипа к его 200-летию, которое будет отмечаться на государственном уровне.

В марте 2013 года, после ареста Дмитриченко, артисты балета Большого театра избрали его главой профсоюза вместо художественного руководителя балета Сергея Филина. Известно ли, кто сделал ему пропуск для занятий и репетиций в классах Большого театра? Все помнят, какая была сенсация, когда объявили, что бывший директор балета Мариинского театра и театра Ла Скала придет в Большой.

Сегодня популярно: